суббота, 24 июня 2017 г.

История создания стихотворения "С любимыми не расставайтесь"


                          


Александр Кочетков посвятил знаменитое стихотворение своей жене – дочери ставропольского краеведа Григория Прозрителева. Здесь рассказ о том, как поэт взялся за перо, потрясённый катастрофой поезда, в котором должен был ехать.




Инна (в центре) уговорила Александра (слева внизу) сдать билеты, чем и спасла ему жизнь.

«Баллада о прокуренном вагоне»

В семидесятые годы, когда вышел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром», зрителей, кроме прочего, поразили стихи, прочитанные в финале фильма голосами героев: «С любимыми не расставайтесь…» Мало кто знает, что история, послужившая поводом для этих строк, произошла много лет назад, когда автор и его жена провели лето 1932 года у родных в Ставрополе.


                           


Многие считали, что их автор – современник создателей фильма "Ирония судьбы". На самом же деле оказалось, что «Баллада о прокуренном вагоне» (авторское название стихотворения) написана в 1932 году, она ходила в списках среди фронтовиков во время Великой Отечественной войны и впервые была опубликована только в 1966-м. А первый и единственный поэтический сборник Кочеткова стараниями друзей издан только в 1985 году, спустя тридцать с лишним лет после смерти автора. Теперь это библиографическая редкость – к примеру, «АиФ-СК» сборник не удалось обнаружить даже в Ставропольской краевой библиотеке.

При жизни Александр Кочетков был хорошо известен и высоко оценен в среде профессионалов как переводчик, создатель драматургических произведений, но свои стихи практически не публиковал. И лишь благодаря фильму Эльдара Рязанова одно из лучших лирических стихотворений советской эпохи стало широко известно.

«Нас спасла любовь»

«Для меня это имя, само стихотворение дороги тем, что история создания текста связана не только со Ставрополем, но и непосредственно с музеем, в котором я работаю и одним из создателей которого был Григорий Прозрителев», - говорит главный библиотекарь Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве Александра Хворостьянова.

Пассажирский скорый поезд № 2 Сочи – Москва 16 октября 1932 года потерпел крушение у станции Люблино-Дачное: погибли 36 пассажиров, десятки были тяжело ранены.

Дочь краеведа Прозрителева, Инна, была женой московского поэта и переводчика Александра Кочеткова. Именно в Ставрополе произошла та удивительная история, которая послужила поводом для создания «Баллады о прокуренном вагоне» и в связи с которой Инна позже написала: «Нас спасла любовь».

«Летом 1932 года Инна с мужем приехали из Кисловодска в Ставрополь и гостили у отца в доме на улице Соборной. Из Ставрополя поэт планировал ехать в Москву, а Инна хотела задержаться у родных, – рассказывает Александра Хворостьянова. – Были куплены билеты до станции Кавказской, где Кочетков собирался пересесть на поезд из Сочи, в котором в Москву возвращались его друзья. И буквально в последний момент Инна упросила мужа сдать билеты и задержаться ещё на три дня. 

Лишь вернувшись в Москву, Кочетков узнал, что на подходе к столице поезд, в котором он собирался ехать, потерпел крушение. Многие пассажиры, в том числе друзья Кочеткова, погибли. Погибшим считали и Александра. Весть о катастрофе и неожиданное спасение потрясли поэта. Тогда и родились эти строки-призывы, строки-заклинания: «С любимыми не расставайтесь!» С первым же письмом в Ставрополь поэт отправил жене своё новое сочинение – «Балладу о прокуренном вагоне».

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!

1932

                                     


Сейчас в самом центре Ставрополя, на лужайке, что находится напротив остатков Крепостной стены, стоит табличка: «Здесь будет разбит сквер». Пока безымянный.

«Прежний адрес этой симпатичной полянки с молодыми деревьями и цветочными клумбами – улица Соборная, 3, - говорит научный сотрудник Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Валерий Ольховский. - Когда-то здесь находилось усадебное место известного краеведа Григория Прозрителева, чьё имя носит музей. Уже при советской власти название улицы несколько раз менялось, как и нумерация домов. Сейчас это улица Суворова, место между зданиями 2 и 6».

Прозрителев ушёл из жизни в 1933 году. 

А летом 1932 года дочь Инна с мужем Александром Кочетковым гостили в доме, который находился на этой полянке. В архивах музея сохранилась фотография той поры. Тот старый дом не сохранился. Нет на его месте и никакого памятного знака.


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь во времена "короны". Десятый рассказ про Веронику

Как в картах: что было, что будет, чем сердце успокоится… Что было – Вероника знает, что будет – никто не знает, а сердце успокоится… любов...